В целях формирования целостной и эффективной системы государственного планирования ПОСТАНОВЛЯЮ:

  1. Утвердить прилагаемую Систему государственного планирования в Республике Казахстан (далее – Система государственного планирования).
  2. Правительству Республики Казахстан совместно с местными исполнительными органами и государственными органами, непосредственно подчиненными и подотчетными Президенту Республики Казахстан, до 1 декабря 2010 года привести действующие стратегии, концепции, доктрины, государственные, отраслевые (секторальные) и региональные программы в соответствие с настоящим Указом.

СИСТЕМА
государственного планирования в Республике Казахстан

Сноска. Система в редакции Указа Президента РК от 17.06.2014 № 840 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

1. Общие положения

  1. Система государственного планирования в Республике Казахстан (далее – Система государственного планирования) – комплекс взаимосвязанных элементов, состоящий из принципов, документов, процессов и участников государственного планирования, обеспечивающий развитие страны на долгосрочный (свыше 5 лет), среднесрочный (от года до 5 лет) и краткосрочный (до 1 года) периоды.
  2. Государственное планирование охватывает деятельность органов государственной власти и иных участников процесса развития страны, направленную на повышение уровня социально-экономического развития Казахстана, рост благосостояния граждан и укрепление безопасности страны.

2. Принципы Системы государственного планирования

  1. Система государственного планирования базируется на следующих принципах:

1) единства и целостности – единство законодательства в сфере государственного планирования, принципов организации и функционирования Системы государственного планирования, единство порядка осуществления процесса государственного планирования;

2) внутренней сбалансированности – согласованность документов системы государственного планирования между собой по целям развития, задачам и показателям результатов;

3) результативности и эффективности – выбор целей, задач и показателей результатов должен быть максимально правильным (результативным), основываться на глубоком анализе текущей ситуации и необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов;

4) самостоятельности выбора путей решения задач – самостоятельность участников процесса государственного планирования в выборе путей и методов достижения целей и решения задач развития страны в пределах своей компетенции;

5) ответственности участников процесса государственного планирования – обеспечение ответственности за неэффективность решения задач и недостижение ожидаемых результатов в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

6) прозрачности (открытости) – обязательное опубликование документов Системы государственного планирования, за исключением положений, содержащих информацию, относящуюся к государственным секретам;

7) достоверности и реалистичности – обоснованная возможность достижения целей развития, установленных документами Системы государственного планирования, а также обоснованность показателей результатов, используемых в процессе государственного планирования;

8) непрерывности, преемственности и последовательности – ступенчатый характер Системы государственного планирования, то есть успешность достижения целей, задач, показателей результатов вышестоящих документов зависит от качества и своевременности планирования и достижения целей, задач, показателей результатов нижестоящих документов, а также непрерывный механизм ее функционирования;

9) ресурсной обеспеченности – определение источников и объемов финансирования, людских, других материальных и нематериальных ресурсов по основным направлениям стратегических планов государственных органов для достижения поставленных целей и задач.

3. Документы Системы государственного планирования

  1. К документам Системы государственного планирования относятся:

1) Стратегия развития Казахстана до 2050 года;

2) Стратегический план развития Республики Казахстан на 10 лет, Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны;

3) Стратегия национальной безопасности Республики Казахстан;

4) Прогноз социально-экономического развития на 5 лет;

5) государственные программы (до 5 лет включительно);

6) правительственные программы (до 5 лет включительно);

7) стратегические планы государственных органов на 5 лет;

8) программы развития территорий на 5 лет;

9) стратегии развития на 10 лет национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний с участием государства в уставном капитале (далее – национальные компании).

Сноска. Пункт 4 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 30.11.2015 № 120 (вводится в действие с 01.01.2016).

  1. Документы Системы государственного планирования подразделяются на три уровня.

К документам первого уровня относятся документы, определяющие долгосрочное видение развития страны с ключевыми приоритетами и ориентирами – Стратегия развития Казахстана до 2050 года, Стратегический план развития Республики Казахстана на 10 лет, Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны, Стратегия национальной безопасности Республики Казахстан.

К документам второго уровня относятся документы, определяющие стратегию развития сферы/отрасли, – Прогноз социально-экономического развития на 5 лет, государственные и правительственные программы до 5 лет включительно.

К документам третьего уровня относятся документы, определяющие пути достижения документов Системы государственного планирования первого и второго уровней на основе декомпозиции – стратегические планы государственных органов на 5 лет, программы развития территорий на 5 лет, стратегии развития на 10 лет национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний.

Целевые индикаторы и показатели результатов документов Системы государственного планирования должны определяться исходя из данной иерархии.

В документах первого уровня должны отражаться общенациональные целевые индикаторы и показатели, определяющие развитие страны в долгосрочном периоде.

Документы второго уровня содержат целевые индикаторы и показатели развития сфер и отраслей, направленные на достижение общенациональных целевых индикаторов и показателей.

Документы третьего уровня должны содержать целевые индикаторы и показатели развития регионов, деятельности центральных государственных органов, а также национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний.

Сноска. Пункт 5 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 30.11.2015 № 120 (вводится в действие с 01.01.2016).

  1. Президент Республики Казахстан обращается с ежегодным Посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Казахстан (далее – Послание). Положения Послания, а также поручения Президента Республики Казахстан являются основой для разработки и корректировки документов Системы государственного планирования, в том числе формирования бюджета на предстоящий плановый период.

Порядок разработки, согласования проекта Послания, реализации Послания определяется Президентом Республики Казахстан.

  1. По поручению Президента Республики Казахстан разрабатываются концепции и доктрины.

Концепция является документом, который отражает видение развития определенной сферы, отрасли, обоснование соответствующей государственной политики и включает основные принципы и общие подходы этой политики.

Концепция утверждается или одобряется Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан либо консультативно-совещательным органом.

Для реализации концепции государственным органом-разработчиком разрабатывается План мероприятий по реализации концепции на весь период реализации или поэтапно на каждый среднесрочный период.

Доктрина – это документ, который определяет систему воззрений, совокупность политических принципов по определенному вопросу.

Доктрина утверждается или одобряется Президентом Республики Казахстан.

Концепции и доктрины реализуются через стратегические и программные документы, стратегические планы государственных органов и законы.

Порядок разработки концепций и доктрин определяется Правительством Республики Казахстан по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан.

Сноска. Пункт 7 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 18.02.2015 № 1005 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

3.1. Стратегия развития Казахстана до 2050 года

  1. Стратегия развития Казахстана до 2050 года определяет глобальное видение и стратегию развития Республики Казахстан, долгосрочные направления и приоритеты экономического, политического, общественного развития страны, в целях реализации которого разрабатываются документы Системы государственного планирования.

3.2. Стратегический план развития Республики Казахстан

  1. Стратегические планы развития Республики Казахстан разрабатываются на 10 лет в целях реализации Стратегии развития Казахстана до 2050 года и конкретизируют стратегию, цели, задачи, приоритетные направления социально-экономического и общественно-политического развития страны в соответствующем десятилетнем периоде, ожидаемые результаты с указанием их показателей, поэтапные целевые ориентиры.
  2. Разработка проекта Стратегического плана развития Республики Казахстан на предстоящий период осуществляется центральным уполномоченным органом по государственному планированию (далее – уполномоченный орган по государственному планированию).

Стратегический план развития Республики Казахстан утверждается Президентом Республики Казахстан.

Сноска. Пункт 10 в редакции Указа Президента РК от 18.02.2015 № 1005 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

  1. Мониторинг и оценка реализации Стратегического плана развития Республики Казахстан, на основе которых может осуществляться его корректировка, проводится уполномоченным органом по государственному планированию.
  2. Контроль за реализацией Стратегического плана развития Республики Казахстан осуществляется Администрацией Президента Республики Казахстан.
  3. Порядок разработки, реализации, проведения мониторинга, оценки и контроля за реализацией Стратегического плана развития Республики Казахстан определяется Президентом Республики Казахстан.
  4. В целях реализации Стратегического плана развития Республики Казахстан уполномоченным органом по государственному планированию разрабатывается Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны на соответствующий период. Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны – это система рационального размещения производительных сил, производственной, социальной и другой инфраструктуры, расселения населения страны в разрезе регионов для обеспечения устойчивого развития страны.

Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны утверждается Президентом Республики Казахстан.

В процессе реализации при изменении макроэкономической ситуации может осуществляться корректировка Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны.

Контроль за реализацией Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны осуществляется Администрацией Президента Республики Казахстан.

Порядок и сроки разработки, реализации и контроля за реализацией Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны определяются Президентом Республики Казахстан.