ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
развития образования и науки Республики Казахстан
на 2016 – 2019 годы (Астана, 2016 год)
1. Паспорт Программы

Наименование Программы Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы (далее – Программа)
Основание для разработки Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 “О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года”;
Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 11 ноября 2014 года “Нұрлы жол – путь в будущее”; Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 30 ноября 2015 года “Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие”;
План нации “100 конкретных шагов: современное государство для всех”
Государственный орган, ответственный за разработку Программы Министерство образования и науки Республики Казахстан (далее – МОН РК)
Государственные органы, ответственные за реализацию Программы Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство культуры и спорта, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство внутренних дел Республики Казахстан, акиматы городов Астаны и Алматы, областей
Цель Программы Повышение конкурентоспособности образования и науки, развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики
Цели Программы обеспечение равного доступа к качественному дошкольному воспитанию и обучению;
обеспечение равного доступа к качественному среднему образованию, формирование интеллектуально, физически, духовно развитого и успешного гражданина;
социально-экономическая интеграция молодежи через создание условий для получения технического и профессионального образования;
обеспечение отраслей экономики конкурентоспособными кадрами с высшим и послевузовским образованием, интеграция образования, науки и инноваций;
обеспечение реального вклада науки для ускоренной диверсификации и устойчивого развития экономики страны
Задачи Программы улучшение качественного состава педагогических кадров дошкольных организаций и повышение престижа профессии;увеличение сети дошкольных организаций с учетом демографической ситуации;
обновление содержания дошкольного воспитания и обучения, ориентированного на качественную подготовку детей к школе;усовершенствование менеджмента и мониторинга развития дошкольного воспитания и обучения;
повышение престижа профессии педагогов и повышение их качественного состава;обеспечение инфраструктурного развития среднего образования;обновление содержания среднего образования;формирование у школьников духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи “Мәңгілік Ел” и культуры здорового образа жизни;усовершенствование менеджмента и мониторинга развития среднего образования;
повышение престижа системы технического и профессионального образования (далее – ТиПО);обеспечение доступности ТиПО и качества подготовки кадров;обновление содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития страны;укрепление духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи “Мәңгілік Ел” и культуры здорового образа жизни;усовершенствование менеджмента и мониторинга развития ТиПО;обеспечение качественной подготовки конкурентоспособных кадров;модернизация содержания высшего и послевузовского образования в контексте мировых тенденций;создание условий для коммерциализации результатов научных исследований и технологий;
вовлечение молодежи, высших учебных заведений (далее – ВУЗ) в укрепление духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи “Мәңгілік Ел” и культуры здорового образа жизни;усовершенствование менеджмента и мониторинга развития высшего и послевузовского образования;
увеличение вклада науки в развитие экономики страны;укрепление научного потенциала и статуса ученого;модернизация инфраструктуры науки;усовершенствование менеджмента и мониторинга развития науки
Сроки реализации 2016 – 2019 годы
Целевые индикаторы доля детей 3-6 лет, охваченных дошкольным воспитанием и обучением по обновленному содержанию, в 2017 году – 87,5 %, в 2019 году – 100 %;
доля школ, перешедших на обновленное содержание образования по опыту автономной организации образования “Назарбаев Интеллектуальные школы” (далее – НИШ), в 2016 году – 100 %, в 2019 году – 100 %;
доля учащихся с успеваемостью на “хорошо” и “отлично” (качество обучения) в 2017 году – 62 %, в 2019 году – 70 %;
доля выпускников учебных заведений технического и профессионального образования, обучившихся по государственному образовательному заказу, трудоустроенных и занятых в первый год после окончания обучения, в 2017 году – 92 %, в 2019 году – 95 %; доля выпускников вузов, обучившихся по государственному образовательному заказу, трудоустроенных в первый год после окончания вуза по специальности, к 2017 году – 85 %, в 2019 году – 90 %; количество вузов Казахстана, отмеченных в рейтинге QS-WUR:
2017 год 2019 год
топ-200 0 2
топ-300 2 2
топ-500 2 3
топ-701+ 7 9
доля затрат на опытно-конструкторские разработки в общем объеме финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) в 2017 году – 21,2 %, в 2019 году – 22,3 %;
доля коммерциализированных проектов в общем количестве прикладных научно-исследовательских работ в 2017 году – 17,5 %, в 2019 году – 20 %.
Источники и объемы финансирования На реализацию Программы в 2016 – 2019 годах будут направлены средства бюджета, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Общие затраты из бюджета на реализацию Программы составят 1 423,4 млрд. тенге (РБ – 1 153,0 млрд. тенге, МБ – 252,4 млрд. тенге)

2. Введение

Мир живет в период глобальных вызовов. Это новые технологические достижения и внедрение инноваций, ускоренное развитие IT-технологий и мобильность человеческих ресурсов.

В этих условиях образование и наука должны быть на переднем крае преобразований. Ведущие экономики мира достигают процветания только за счет высокого уровня человеческого капитала. Этому способствуют новые образовательные стратегии и политики.

Современный этап модернизации казахстанской системы образования и науки предполагает доступность для каждого качественного дошкольного воспитания и школьного образования, возможность получить новые профессиональные навыки в колледже и университете, развить исследовательские и творческие компетенции.

Принятый в 2011 году Закон Республики Казахстан “О науке” открыл новые возможности для передовых научных достижений.

Развитие казахстанской науки во благо интересов экономики и бизнеса обозначено в Законе Республики Казахстан “О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности”.

В 2015 году внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан “Об образовании”. Законодательно регламентируется поэтапный переход на обновленное содержание школьного образования, дуальное обучение, получение первой рабочей профессии в колледжах бесплатно, переход от государственной аттестации к независимой аккредитации колледжей и вузов и др.

Особый статус и государственная поддержка молодежи обозначены в новом Законе Республики Казахстан “О государственной молодежной политике”.

Тем самым создана основа для реализации новых образовательных стратегий и научных достижений.

Программа разработана на основе Плана Нации “100 конкретных шагов” с учетом ведущих мировых трендов.

Программа прошла широкое обсуждение в педагогической и научной общественности. Учтены предложения работодателей, бизнес-сообщества и международных экспертов.

3. Анализ текущей ситуации

В Глобальном индексе конкурентоспособности 2015 – 2016 года Всемирного экономического форума (далее – ВЭФ) Казахстан занимает 42 позицию среди 140 стран мира. Из 12 индикаторов образования и науки прогресс достигнут по 8, в том числе по качеству системы образования и научно-исследовательских организаций, доступу школ к интернету, доступности исследовательских и образовательных услуг.

Прогресс страны в достижении целей развития тысячелетия отмечает ЮНЕСКО. Казахстан входит в десятку стран-лидеров по индексу развития образования.

Образование – один из трех основных субъективных факторов рейтинга человеческого развития Программы развития организации объединенных наций (далее – ПРООН). В 2015 году Казахстан вошел в группу стран с высоким уровнем развития, заняв 56-е место среди 188 экономик мира.

Значительный прогресс Казахстана в охвате детей от 1 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением отмечен ЮНЕСКО в докладе “Образование для всех 2000 – 2015 годов: достижения и вызовы”.

Значительно улучшены результаты казахстанских 15-летних обучающихся по математической и естественно-научной грамотности в PISA-2012.

Казахстанские школьники стали серьезными конкурентами зарубежным сверстникам в международных интеллектуальных олимпиадах и научных соревнованиях. В национальной копилке страны только в 2015 году 252 золотых, 336 серебряных и 579 бронзовых медалей.

В 2015 году впервые студенты колледжей страны приняли участие в международном чемпионате WorldSkills Competition в Бразилии. В общекомандном зачете Казахстан занял 50 позицию среди 55 стран мира.

Признана соответствующей международным стандартам образовательная деятельность высшей школы страны. Девять университетов отмечены в рейтинге QS-2015.

В 2013 году Казахстан занял 27 позицию среди 170 стран мира в Глобальном индексе развития молодежи. Международные эксперты отмечают положительные тенденции трудоустройства и участия молодежи в политической жизни страны.

2016 год ознаменован ратификацией Казахстаном Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования и Конвенции о правах инвалидов. Все положения конвенций обозначены в законодательстве страны, в том числе и Законе Республики Казахстан “Об образовании”. Доступность качественного обучения для всех на основе полного равенства в зависимости от способностей и желания каждого реализуется на всех уровнях казахстанского образования.

Это стало возможным благодаря целевой поддержке всех инициатив образования и науки на государственном уровне, частным сектором и гражданской общественностью страны.

Вместе с тем в контексте новых вызовов сложного и динамично развивающего мира имеются факторы, сдерживающие обеспечение высокого качества образования и науки.

Приоритетными направлениями в период 2011 – 2015 годов стали подготовка законодательной базы, инфраструктурное развитие и наращивание ресурсного потенциала образования и науки.

Высшее и послевузовское образование

Эффективным показателем инновационной экономики обозначены тренды развития вузовской науки. Усиливается интеграция университетов и бизнес-структур. В рейтинге IMD в топ стран-лидеров, где высшее образование отвечает потребностям экономики, входят Швеция, Сингапур, Дания, Канада, Финляндия. Казахстан занимает 44 позицию среди 60 стран мира.

Реализуются проекты развития исследовательских вузов. Инвестиции Китая в исследовательские университеты повысили конкурентоспособность высшего образования.

В Великобритании фокус на исследовательские университеты обеспечил устойчивое экономическое развитие страны. В 2010 году 20 вузов Великобритании, объединенных в RusselGroup, принесли 22,3 млрд. дохода и обеспечили 243 тысяч рабочих мест. Более 2/3 результатов научно-исследовательских работ (далее – НИР) университетов RussellGroup внедряются в экономику, здравоохранение, культурную и социальную сферы страны.

Приоритетом высшего и послевузовского образования Казахстана обозначено триединство образования, науки и производства. Начат процесс институционального преобразования высшей школы страны. Создан первый исследовательский вуз – Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И. Сатпаева. Здесь сформирован пул ведущих ученых страны, выполняющих фундаментальные и прикладные научно-образовательные исследования.

Функционируют 16 офисов коммерциализации, 3 технопарка и 4 бизнес-инкубатора. Флагманом глобального образования и научных открытий стала автономная организация образования “Назарбаев Университет” (далее – Назарбаев Университет). В инженерных школах вуза успешно стартовали инновационные образовательные и научные проекты. В 2015 году Университет перешел знаковый рубеж. Осуществлен первый выпуск 594 молодых высококвалифицированных специалистов (446 бакалавров и 148 магистров).

Высшую школу Казахстана представляют 125 вузов (2013 – 2014 учебный год – 132 единиц, 2014 – 2015 учебный год – 127 единиц), из них 9 национальных, 31 государственный, 13 негражданских, 1 автономная организация образования, 1 международный, 16 акционированных, 54 частных.

Контингент обучающихся в вузах в 2015 – 2016 учебном году составляет 455 101 человек (2013 год – 606,1 тысяч человек, 2014 год – 506,4 тысяч человек), в том числе, в бакалавриате – 425 700 человек, в магистратуре – 27 400 человек, в докторантуре – 2001 человек.

Численность профессорско-преподавательского состава (далее – ППС) составляет – 40 844 человека (2013 год – 41 635, 2014 год – 40 320).

Подготовка специалистов осуществляется с учетом социального заказа. 11 вузов определены как базовые в подготовке высококвалифицированных кадров для успешной реализации проектов Государственной программы индустриально-инновационного развития (далее – ГПИИР). Профессиональные компетенции формируются в рамках образовательных программ, разработанных в соответствии с Дублинскими дескрипторами и пожеланиями работодателей.

Обеспечена преемственность образовательных программ трехуровневой модели высшего и послевузовского образования. Академическая свобода вузов в определении содержания образовательных программ в бакалавриате увеличена до 55 %, магистратуре – 70 %, докторантуре – 90 %. Вузы могут предлагать широкий спектр образовательных программ, способствующих укреплению их конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Соотношение количества грантов магистратуры к грантам бакалавриата соответствует мировой структуре вузовского контингента (1:5).

На основе Национальной системы квалификаций, сопоставимой с Европейской, разработано 70 профессиональных стандартов подготовки специалистов с высшим и послевузовским образованием.

Расширяются образовательные контакты казахстанских вузов с ведущими университетами мира. Международные научно-исследовательские проекты реализуются совместно с зарубежными вузами-партнерами. Диалог стран обеспечивает привлекательность и сопоставимость квалификаций высшего образования.

Внедрена национальная модель аккредитации вузов. В 2015 году институциональную аккредитацию в казахстанских аккредитационных агентствах прошли 72, национальную специализированную – 55 вузов. Начат постепенный переход от государственной аттестации к общественно-профессиональной аккредитации.

Развитие получила академическая мобильность студентов и ППС. В 2011-2015 годы 4913 студентов казахстанских вузов прошли обучение в ведущих вузах мира.

Курсовую подготовку в области менеджмента на базе Назарбаев Университета со стажировкой в Великобритании, Японии, Соединенных штатах Америки и Сингапуре прошли 100 сотрудников вузов. Научно-педагогические кадры повышают уровень профессиональных компетенций в 30 странах мира по программе “Болашақ”.

Более чем в 2 раза в сравнении с 2011 годом выросло количество публикаций с высоким импакт-фактором ППС и научных работников вузов.

Вместе с тем остепененность ППС вузов все еще остается низкой и составляет 50,4 %. Лишь 2 % от их общего числа имеют степень доктора PhD.

Научный потенциал вузов используется неэффективно. Межведомственные барьеры, недостаточное финансирование, отсутствие экономических стимулов у частного сектора препятствуют успешной интеграции образования, науки и производства.

Не в полной мере развиты институциональные формы поддержки инновационных структур. Удельный вес научных разработок более чем в десять раз ниже уровня развитых стран. Вузами коммерциализируются только 0,1 % финансируемых научно-исследовательских разработок.

Развитие государства во все времена определяла молодежь. По данным государственной статистики, на начало 2015 года численность молодежи республики (14-29 лет) составила 4 511,5 тысяч человек или 25 % от общей численности населения страны.

Вопросы успешной социализации и гражданственной активности молодежи рассматриваются на заседаниях Совета по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан. Региональными программами решаются социальные проблемы и занятость молодежи. Инициативы молодежи находят поддержку в 213 региональных ресурсных центрах.

Функционирует свыше 1000 молодежных неправительственных организаций. В 115-ти вузах созданы органы молодежного самоуправления.

Создана Национальная студенческая лига по футболу и баскетболу. На Всемирной универсиаде в 2015 году казахстанская студенческая сборная завоевала 5 золотых и 6 серебряных медалей.
Успешно реализуются социальные проекты: Республиканский молодежный форум, Молодежный лагерь “Жастар-Отанға!”, республиканский турнир по парламентским дебатам и другие.

Проблемы:

1) 66,3 % казахстанских работодателей-участников социологических опросов отметили отсутствие опыта сотрудничества с вузами в сфере НИОКР. Подготовка кадров в вузах все еще не направлена на развитие практических навыков. Образовательные программы не удовлетворяют ожидания работодателей;
2) отмечается низкий уровень выпускников вузов по техническим специальностям. Показатель трудоустройства выпускников в первый год после окончания вуза остается все еще низким (71 %), в том числе на селе. Местными исполнительными органами (далее – МИО) слабо ведется работа по привлечению молодых специалистов в рамках проекта “С дипломом в село”. Вовлеченность сельской молодежи в различные проекты остается низкой;
3) непрестижность профессии педагога приводит к набору слабоуспевающих абитуриентов. Отсутствуют специальные требования к приему на педагогические специальности. Выпускники педагогических специальностей не ориентированы на использование в учебной практике новых технологий обучения. Охват студентов программами трехъязычного обучения остается низким. Имеется потребность в повышении языковых компетенций как студентов, так и преподавателей. Не в полной мере разработано научно-методическое обеспечение обучения на английском языке;
4) в рейтинге IMD Казахстан занимает 44 позицию по показателю “импорт студентов” среди 56 стран мира. Доля иностранных студентов составляет лишь 2,5 %, в странах ОЭСР их доля достигает 9-10 %;
5) действующие институты корпоративного управления не имеют реальных полномочий, влияющих на принятие основных решений. Вузами не отрегулирован механизм подотчетности перед студенческой и родительской общественностью;
6) инфраструктура и организация досуга в вузах не соответствуют потребностям и ожиданиям иногородних и иностранных студентов;
7) безбарьерная среда обучения создана в вузах Акмолинской, Алматинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской и Южно-Казахстанской областей, городов Астаны и Алматы. В них обучается 570 студентов с особыми образовательными потребностями. На законодательном уровне не выработаны механизмы их трудоустройства;
8) вовлеченность сельской молодежи в социальные проекты все еще остается низкой. Имеются существенные различия в условиях досуга молодежи города и села. Не в полной мере развернуто волонтерское движение. Только 9 % молодежи занимается спортом (город – 6,7 %, село – 11,8 %).

С учетом достигнутых результатов и все еще имеющихся проблем рост качественных показателей высшей школы Казахстана является критически важным.

Наука

Принятый в 2011 году Закон Республики Казахстан “О науке” открыл новые возможности для передовых научных достижений. Новшеством казахстанской науки стал Закон Республики Казахстан “О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности” (далее – Закон). Основными положениями законодательно регламентируется создание условий для развития казахстанской науки во благо интересов экономики и бизнеса.

Создана принципиально новая модель управления наукой. Определены механизмы финансирования научных исследований – базовое, грантовое и программно-целевое. Независимую экспертизу проводит Национальный центр государственной научно-технической экспертизы.

Пять национальных научных советов (далее – ННС) являются коллегиальным органом принятия решений.

В 2015 году успешно завершен проект казахстанской науки и Всемирного Банка “Коммерциализация технологий”. Реализованы 65 научных проектов. Заключены 6 лицензионных соглашений.

НИОКР выполняют 392 научные организации, в том числе 245 научно-исследовательских институтов (далее – НИИ). В них работают более 25 тысяч научных сотрудников.

Ученые страны имеют доступ к мировым информационным ресурсам. Подписаны лицензии и соглашения с крупнейшими зарубежными компаниями и издательствами Thomson Reuters, Springer, Elsevier.
Отмечается значительный рост публикационной активности казахстанских ученых в международных рейтинговых изданиях. В 2015 году количество публикаций в ведущих рейтинговых журналах мира составило 1995, из них только в Scopus (Elsevier) – 976, Web of Core Collection (Thomson Reuters) – 327 и одновременно в обеих базах – 692.

Укрепляется кадровый потенциал науки. Отмечается рост численности казахстанской молодежи в науке. В 1,5 раза увеличилась доля ученых в возрасте до 35 лет. Значительными стимулами для ученых стали Государственная премия в области науки и техники, 6 именных премий МОН РК, государственные научные стипендии (50 для молодых и 25 для выдающихся ученых).

Проблемы:

1) сохраняется разрыв между наукой и образованием. Научные результаты не сосредоточиваются в сфере образования;
2) остается низкой материально-техническая оснащенность научно-исследовательской инфраструктуры;
3) приоритеты финансирования научно-технической деятельности формируются в большей части без участия индустрии;
4) слабо развито научное предпринимательство. Результаты научно-технической деятельности остаются невостребованными для бизнеса и не применяются предприятиями в производственных процессах;
5) слабо обеспечен переход от фундаментальных знаний к их практической реализации. Это значительно снижает ценность результатов научного труда с точки зрения общества и экономики;
6) отсутствует единый оператор, осуществляющий администрирование и контроль международных научных проектов;
7) не развиты национальные профессиональные сообщества научных работников, привлекаемых к независимой экспертизе;
8) Казахстан значительно отстает по показателям результативности НИОКР от развитых стран. За 5 лет затраты на опытно-конструкторские разработки выросли в 3 раза, однако они значительно ниже, чем в странах ОЭСР;
9) продажи прав интеллектуальной собственности в Казахстане намного ниже, чем в России и Сингапуре. Внутренние затраты на исследования и разработки в 14 раз ниже стран ОЭСР;
10) инновационное развитие экономики предполагает рост качественных показателей науки. Это – ускоренное развитие научно-исследовательской деятельности вузов, реальный вклад науки в экономику, кооперация с бизнесом и интеграция с зарубежным научным сообществом;
11) отсутствует система мониторинга реализации научных исследований;
12) в сфере образования и науки Казахстана функционирует негибкая система государственного контроля;
13) процедуры государственного контроля забюрократизированы (обязательное соответствие 551 параметру 15 нормативных правовых актов);
14) отсутствует систематизированная информационная база данных контрольных мероприятий. Это ограничивает мониторинг и анализ деятельности организаций образования;
15) имеется значительный разрыв между внутренней и внешней оценкой организации образования. По самооценке 100% считают свою деятельность удовлетворительной. При этом проходят государственную аттестацию 58% детсадов, 59% школ, 11 % колледжей, 46% вузов;
16) отсутствует Единая методика оценки качества, эффективности и мониторинга результатов НИР.

Новые задачи в сфере образования требуют совершенствования системы контроля и оценивания, в том числе изучения и внедрения лучшего опыта Ofsted.

Таким образом, анализ реализованных пошаговых действий в сфере образования и науки определяет следующее.

1. Сильные стороны:

1) обновление законодательной базы образования и науки, государственной молодежной политики;
2) ускоренные темпы инфраструктурных решений;
3) развитие ГЧП;
4) трансляция опыта НИШ и Назарбаев Университета;
5) улучшение позиций в международных рейтингах качества образования;
6) реструктуризация системы повышения квалификации педагогических работников;
7) внедрение элементов дуального обучения в системе ТиПО;
8) расширение академической свободы вузов;
9) увеличение вузовской науки в инновационных проектах;
10) рост публикационной активности ППС и ученых;
11) развитие интеллектуальных кластеров на базе Назарбаев Университета и Парка инновационных технологий.

2. Слабые стороны:

1) низкий статус педагога и ученого;
2) дефицит педагогов с высшим специальным дошкольным образованием;
3) низкая доля учителей, преподающих предметы естественно-математического цикла (далее – ЕМЦ) на английском языке;
4) наличие трехсменных и аварийных школ;
5) недостаточный охват учащихся дополнительным образованием;
6) низкий уровень функциональной грамотности школьников;
7) низкий уровень информатизации школ;
8) несовершенство ЕНТ;
9) отсутствие механизмов выравнивания результатов школ;
10) недостаточная профориентационная работа в школах;
11) низкий престиж ТиПО;
12) отсутствие законодательных норм проведения оценки уровня профессиональной подготовленности работодателями;
13) дефицит инженерно-педагогических кадров с опытом работы на производстве;
14) отсутствие механизмов подтверждения качества системы ТиПО;
15) недостаточное развитие инклюзивного образования;
16) недостаточное качество подготовки педагогических кадров;
17) дефицит кадров, специализирующихся в коммерциализации;
18) региональные диспропорции инновационных структур вузов;
19) дисбаланс между низкой патентной активностью и высокой публикационной активностью ППС вузов;
20) непривлекательность высшего и послевузовского образования для иностранных граждан;
21) невысокий уровень менеджмента в образовании и науке;
22) низкий уровень участия работодателей в разработке содержания образовательных программ;
23) слабая материально-техническая база организаций образования и науки;
24) бюрократизированная и негибкая система контроля в сфере образования и науки.

3. Возможности:

для государства:

1) повышение конкурентоспособности казахстанского образования и науки;
2) повышение качества человеческого капитала;
3) обеспечение социальных и правовых гарантий качества жизни детей;
4) инвестиционная поддержка образования и науки со стороны международных организаций и работодателей;
5) новые эффективные методы управления в образовании и науке;
6) доступность, привлекательность, качество и открытость сферы образования и науки;
7) улучшение показателей в международных рейтингах;
8) повышение ответственности родителей за воспитание ребенка;
9) внедрение разработанных инновационных проектов в производство.

4. Угрозы:

1) недостаточный уровень финансирования;
2) низкая мотивация труда педагога;
3) более привлекательные для ученых условия работы за рубежом;
4) низкий уровень стремления к самообразованию и профессиональному росту среди педагогических кадров;
5) срывы сроков ввода в эксплуатацию объектов образования;
6) нескоординированность соисполнителей в ходе реализации Программы.

Запланированные меры в рамках Программы будут способствовать решению обозначенных проблем для дальнейшей модернизации системы образования и науки с перспективой повышения конкурентоспособности системы и ее приближения к лучшим практикам стран ОЭСР.

4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы.

Главная цель: повышение конкурентоспособности образования и науки, развитие человеческого капитала для устойчивого роста экономики.

4.4. Программные цели: обеспечение отраслей экономики конкурентоспособными кадрами с высшим и послевузовским образованием, интеграция образования, науки и инноваций.

Целевые индикаторы:


п/п
Индикатор Ед. изм. Источник информации 2015
(факт.)
2017 2019 Ответственные исполнители
Высшее и послевузовское образование
1 Доля выпускников вузов, обучившихся по государственному образовательному заказу, трудоустроенных в первый год после окончания вуза по специальности % Административные данные МОН РК 83 85 90 МОН РК, МЗСР РК, МСХ РК, МКС РК, вузы, МИО
2 Количество вузов Казахстана, отмеченных в рейтинге QS-WUR ед. Официальная информация QS-WUR МОН РК, МЗСР РК, МКС РК, МСХ РК, ЦБПАМ, вузы
топ-200 0 0 2
топ-300 1 2 2
топ-500 1 2 3
топ-701+ 7 7 9

Достижения задач будут измеряться следующими показателями:

  1. Обеспечение качественной подготовки конкурентоспособных кадров

п/п

Показатели результатов Ед. изм. Источник информации 2015
(факт.)
2017 2019 Ответственные исполнители
1 Соотношение государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием: % Административные данные МОН РК МОН РК
– магистратура и докторантура; 28 29 30
– бакалавриат 72 71 70
2 Доля иностранных студентов в системе высшего образования, в том числе обучающихся на коммерческой основе % Административные данные МОН РК 2,5 3 5 МОН РК, МЗСР РК, МСХ РК, МКС РК, вузы
3 Доля вузов, создавших равные условия и безбарьерный доступ для обучения студентов с особыми образовательными потребностями % Административные данные МОН РК 12 25 100 МОН РК, вузы
  1. Модернизация содержания высшего и послевузовского образования в контексте мировых тенденций
№п/п Показатели результатов Ед. изм. Источник информации 2015
(факт.)
2017 2019 Ответственные исполнители
1 Доля образовательных программ, разработанных на основе отраслевых рамок и профессиональных стандартов % Административные данные МОН РК 17 25 45 Вузы, МОН РК, МСХ РК, МЗСР РК, МКС РК
2 Количество новых образовательных программ, в том числе разработанных в рамках ГПИИР совместно с зарубежными экспертами ед. Административные данные МОН РК 24 48 72 МОН РК, МИР РК, вузы
3 Доля образовательных программ государственных вузов, прошедших международную аккредитацию в агентствах, являющихся полноправными членами международных европейских сетей по обеспечению качества образования и внесенных в реестр уполномоченного органа в области образования % Административные данные МОН РК 30 40 50 МОН РК, вузы

3. Создание условий для коммерциализации результатов научных исследований и технологий


п/п
Показатели результатов Ед. изм. Источник информации 2015
(факт.)
2017 2019 Ответственные исполнители
1 Доля дохода от инновационной и научной деятельности от валового дохода вузов ГПИИР % Административные данные МОН РК 8 10 15 Вузы, МОН РК, МСХ РК
2 Доля гражданских вузов, создавших офисы коммерциализации, технопарки, бизнес-инкубаторы % Административные данные МОН РК 13 15 30 Вузы, МОН РК

4. Вовлечение молодежи, обучающейся в вузах, в укрепление духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи “Мәңгілік Ел” и культуры здорового образа жизни


п/п
Показатели результатов Ед. изм. Источник информации 2015
(факт.)
2017 2019 Ответственные исполнители
1 Доля студентов вузов, вовлеченных в общественно-полезную деятельность % Административные данные МОН РК 17 25 45 вузы
2 Доля вузов, участвующих в Национальной студенческой лиге % Административные данные МОН РК 22,5 45 72 вузы

5. Усовершенствование менеджмента и мониторинга развития высшего и послевузовского образования


п/п
Показатели результатов Ед. изм. Источник информации 2015
(факт.)
2017 2019 Ответственные исполнители
1 Доля вузов, в которых функционируют органы корпоративного управления, (наблюдательные советы, попечительские советы и советы директоров), от общего числа вузов % Административные данные МОН РК 72 80 95 МОН РК, вузы
2 Доля гражданских вузов, внедряющих опыт Назарбаев Университета % Административные данные МОН РК 22 36 50 МОН РК, вузы
  1. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры

Высшее и послевузовское образование

Цели: обеспечение отраслей экономики конкурентоспособными кадрами с высшим и послевузовским образованием, интеграция образования, науки и инноваций.

Целевые индикаторы:

1) доля выпускников вузов, обучившихся по государственному образовательному заказу, трудоустроенных в первый год после окончания вуза по специальности;

2) количество вузов Казахстана, отмеченных в рейтинге QS-WUR

2017 год 2019 год
топ-200 0 2
топ-300 2 2
топ-500 2 3
топ-701+ 7 9

Задачи:

  1. Обеспечить качественную подготовку конкурентоспособных кадров.

Формирование государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием будет осуществляться в соответствии с потребностями рынка труда. С 2017 года объем государственного образовательного заказа будет определяться отраслевыми объединениями работодателей на основе потребностей государственных и отраслевых программ, в том числе карт индустриализации, размещения производительных сил, программы развития регионов до 2020 года, схемы специализации регионов по оптимальному использованию сельскохозяйственных угодий для производства конкретных видов сельскохозяйственной продукции и другие. Это позволит обеспечить востребованность выпускников вузов, следовательно, все отрасли экономики будут обеспечены квалифицированными кадрами.

Подготовка высококвалифицированных кадров и развитие инновационной деятельности в 11 базовых вузах предусматривают размещение государственного образовательного заказа в профильную магистратуру с учетом потребностей приоритетных направлений и предприятий ГПИИР, создание современной образовательной среды как средствами внедрения инновационных технологий обучения и разработки новых практикоориентированных образовательных программ с зарубежными вузами-партнерами, так и оснащения лаборатории современным оборудованием, которое будет поддержано с помощью механизмов ГЧП и лизинга.

При 11 базовых вузах будут функционировать 48 новые лаборатории по приоритетным направлениям ГПИИР, укомплектованные современным оборудованием.

Совместно с зарубежными партнерами и работодателями будут разрабатываться образовательные программы по приоритетным отраслям ГПИИР в соответствии с отраслевыми квалификационными рамками и профессиональными стандартами.

ППС 11 базовых вузов будут проходить повышение квалификации и стажировки по приоритетным направлениям индустриально-инновационного развития страны, в том числе на предприятиях ГПИИР. В дальнейшем опыт базовых вузов, осуществляющих подготовку кадров для предприятий ГПИИР, будет распространен на все остальные вузы страны.

С 2016 года в вузах будут:

1) разрабатываться образовательные программы совместно с ведущими зарубежными вузами-партнерами;

2) проводиться на конкурсной основе научные исследования в приоритетных отраслях экономики для создания высокотехнологичных и наукоемких производств;

3) осуществляться кооперация с университетами-партнерами и зарубежными научными центрами.

В целях выявления удовлетворенности работодателей уровнем готовности выпускников к работе в рамках ГПИИР с 2017 года будут проводиться социологические исследования (опросы, анкетирование, интервью и др.).

В объеме государственного образовательного заказа на подготовку кадров увеличится доля магистратуры и докторантуры, в том числе для Назарбаев Университета. В целях обеспечения обновляющихся образовательных программ среднего образования будет увеличен государственный образовательный заказ на педагогические специальности на подготовку учителей в магистратуре.

В рамках модернизации педагогического образования будет разработан механизм внедрения новых критериев поступления на педагогические специальности, в частности, при поступлении в вузы на педагогические специальности будет введен специальный экзамен на определение склонностей абитуриентов к педагогической деятельности. В целях развития профессиональных навыков будущих учителей в 2019 году будет проработан вопрос введения педагогической интернатуры.

В рамках совершенствования правил приема в вузы в 2017 году будет проработан вопрос включения SAT, ACT тесты в альтернативный перечень процедур зачисления в вуз наравне с ЕНТ, участием в предметных олимпиадах.

Будет совершенствоваться механизм приема и подготовки кадров в бакалавриате, магистратуре и докторантуре с рыночным регулированием объема государственного образовательного заказа в вузах независимо от формы собственности. С 2017 года будет проработан вопрос перехода на кредитно-подушевое финансирование высшего образования с выработкой предложений по финансированию государственного образовательного заказа с учетом осваиваемого объема академических кредитов с вовлечением работодателей.

Прием в магистратуру и докторантуру будет осуществляться при наличии стажа практической работы для магистратуры – не менее 1 года, докторантуры – не менее 3 лет, на основе сертификатов IELTS, TOEFL, DELF, DALF, TestDaF, DSD II (с 2018 года), с предоставлением права выбора претендентом высшего учебного заведения (с 2019 года), а также усилятся требования к уровню научной компоненты программ послевузовского образования (с 2017 года). Подготовка кадров в докторантуре с 2017 года будет осуществляться в партнерстве государства и работодателей.

В целях насыщения кадрами производства и предприятия трудодефицитных регионов будет продолжена реализация социального проекта “Мәңгілік ел жастары – индустрияға”. Ежегодно будет предусмотрен государственный образовательный заказ для вузов трудодефицитных регионов на подготовку кадров из числа молодежи трудоизбыточных регионов с последующим их трудоустройством по месту обучения.

Для трудоустройства выпускников вузов, обучившихся по государственному образовательному заказу, ежегодно будет разрабатываться Дорожная карта совместно с министерствами здравоохранения и социального развития, культуры и спорта, сельского хозяйства и МИО. Это подразумевает координирование действий заинтересованных государственных и МИО в обеспечении местами трудоустройства выпускников вузов, в том числе в сельской местности, с учетом потребностей рынка труда.

Будет проработан вопрос по отработке выпускников Назарбаев Университета на территории Республики Казахстан.

Важными элементами данной задачи станут разработка модели конкурентоспособности национальных вузов (с 2016 года), усовершенствование правил приема в вузы для иностранных граждан на платной основе (с 2017 года), дальнейшее развитие академической мобильности, в том числе за счет прибытия иностранных студентов, а также разработка и внедрение образовательных программ на английском языке (2016-2019 годах), проведение постоянных форумов высшего образования совместно с зарубежными странами и вузами-партнерами.

Будет продолжена работа по созданию равных условий и безбарьерного доступа для студентов с особыми образовательными потребностями (пандусы, подъемники, лифты, а также обеспечение информационными и библиотечными ресурсами и другие). Это также предусматривает дальнейшее расширение технологий дистанционного образования, открытие массовых онлайн курсов, разработку специальных образовательных программ и учебно-методических материалов, а также переподготовку ППС вузов для работы со студентами с особыми образовательными потребностями.

К 2020 году доля вузов, создавших равные условия и безбарьерный доступ для студентов данной категории, составит 100 %.

В 2017-2018 годах будет создана Единая информационная система образования и науки посредством привлечения инвестиций из внебюджетных источников, в том числе с применением механизмов ГЧП.

2. Модернизировать содержание высшего и послевузовского образования в контексте мировых тенденций.

Уполномоченные государственные органы и объединения работодателей соответствующих сфер деятельности продолжат работу по разработке и пересмотру отраслевых рамок квалификаций. На их основе объединениями работодателей будут разрабатываться профессиональные стандарты и утверждаться НПП. В соответствии с этим вузы будут разрабатывать образовательные программы на основе профессиональных стандартов. К 2019 году 45 % образовательных программ высшего и послевузовского образования будут основаны на квалификационных компетенциях профессиональных стандартов.

Необходимым условием востребованности выпускников вузов являются их компетенции, удовлетворяющие ожидания работодателей. Поэтому в образовательные программы бакалавриата будут включены новые дисциплины, отражающие инновационные технологии производства и дающие квалификации, пользующиеся спросом на рынке труда. Образовательные программы будут иметь практикоориентированный характер с привитием управленческих навыков.

В целях подготовки кадров для инновационной экономики в содержание образовательных программ бакалавриата будет имплементировано предпринимательское образование, что подразумевает включение дисциплин (модулей), дающих предпринимательские компетенции студентам вузов. Будут организованы курсы повышения квалификации ППС по развитию навыков предпринимательства и предпринимательского мышления.

В соответствии с проектом модернизации педагогического образования будет разработан профессиональный стандарт педагога, согласно которому будет обновлено содержание педагогического образования и укреплена материально-техническая база вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров при прохождении международной аккредитации. Это подразумевает разработку 47 новых образовательных программ бакалавриата и магистратуры по педагогическим специальностям, в том числе на английском языке.

Начиная с 2017 года будет разрабатываться совместно с работодателями механизм независимой сертификации специалистов с высшим образованием. До 2019 года также будут проработаны вопросы независимой сертификации педагогических кадров и по ведению требований сдачи студентами педагогических специальностей TOEFL, IELTS, DELF, DALF, TestDaF, DSD II.

Будет продолжена подготовка специалистов в Назарбаев Университете в соответствии с международными стандартами.

Будет выстроена качественная система подготовки и повышения квалификации преподавателей. Для достижения мирового уровня обучение на педагогических специальностях будет вестись отечественными и иностранными специалистами на основе лучших международных стандартов в области менеджмента и в сфере подготовки педагогов.

Структура высшего и послевузовского образования будет приведена в соответствие с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО 2013:

1) 6-й уровень (МСКО 6) – бакалавриат и его эквивалент;

2) 7-й уровень (МСКО 7) – магистратура и ее эквивалент;

3) 8-й уровень (МСКО 8) – докторантура и ее эквивалент.

На послевузовском уровне по опыту международной практики будут внедряться постдокторские программы, направленные на развитие научной карьеры ученых страны.

Будет продолжена деятельность вузов по международной аккредитации образовательных программ в национальных или в зарубежных агентствах, являющихся полноправными членами международных европейских сетей по обеспечению качества образования и внесенных в реестр уполномоченного органа в области образования.

Будут обеспечены реализация казахстанской высшей школой, как полноправного участника европейского пространства высшего образования, обязательных, рекомендательных и факультативных параметров Болонского процесса, приоритетных направлений развития высшего образования, в том числе дальнейшая имплементация кредитной системы обучения по типу ECTS, академической и кредитной мобильности, а также вовлеченность студентов в формирование образовательных программ.

Продолжит развитие академическая мобильность, в том числе за счет прибытия иностранных студентов на обучение в казахстанских вузах. К 2020 году доля иностранных студентов в системе высшего образования, в том числе обучающихся на коммерческой основе, достигнет 5 %.

Повышение качества и конкурентоспособности отечественных программ будет обеспечиваться за счет расширения двудипломного образования казахстанских вузов совместно с ведущими зарубежными вузами-партнерами.

С 2017 года будет осуществлен полный переход от государственной аттестации вузов к аккредитации. Это предусматривает создание эффективной системы обеспечения качества образования, включающей как внутреннее обеспечение качества, так и внешнее обеспечение качества. Будут выработаны механизмы оценки внутреннего обеспечения качества и повысится ответственность вузов за эффективное его функционирование.

В рамках расширения академической самостоятельности будет увеличен компонент по выбору в бакалавриате до 75 %, в магистратуре – до 85 %, в докторантуре – до 95 %. Это предусматривает самостоятельность вузов в формировании образовательных программ, в том числе по циклу общеобразовательных дисциплин, разработке интегрированных модулей или программ дисциплин.

В рамках подготовки кадров для предприятий ГПИИР образовательные программы, в том числе на английском языке, будут разрабатываться базовыми вузами в соответствии с отраслевыми рамками квалификации и профессиональными стандартами совместно с зарубежными вузами-партнерами и работодателями.

В целях реализации данных образовательных программ, приближенных к производству реального сектора экономики, в базовых вузах будут созданы 48 новые лаборатории по приоритетным направлениям ГПИИР, укомплектованные современным оборудованием. Также ежегодно будут проходить повышение квалификации ППС базовых вузов по приоритетным направлениям ГПИИР.

Для создания высокотехнологичных и наукоемких производств в рамках ГПИИР базовыми вузами на конкурсной основе будут проводиться научные исследования, в том числе совместно с зарубежными вузами-партнерами и научными центрами.

Впервые казахстанские школьники примут участие в международном исследовании ICILS.

  1. Создать условия для коммерциализации результатов научных исследований и технологий.

Создание условий для коммерциализации результатов научных исследований предусматривает наличие соответствующей инфраструктуры, поэтому в вузах будут созданы офисы коммерциализации, технопарки, бизнес-инкубаторы и другие инновационные структуры.

Результативность деятельности этих структур будет определяться посредством проведения мониторинга и оценки эффективности их функционирования.

Будет разработан механизм коммерциализации научных проектов вузов в рамках грантового финансирования, ГЧП.

В целях повышения ответственности в оценочном показателе KPI (на английском – Key Perfomance Indicators) ректора будет учитываться наличие инновационных структур в вузе.

Базовые вузы ГПИИР будут участвовать в реализации финансируемых научных проектов путем заключения трехсторонних соглашений между вузом, научной организацией и бизнесом. Будет повышено качество программ обучения и обеспечено более тесное взаимодействие с производством.

К разработке новых образовательных программ и преподаванию в базовых вузах ГПИИР будут привлечены опытные специалисты с производства.

Для повышения комплексности и практичной результативности фундаментальных и прикладных исследований будет эффективно использован научный потенциал вузов.

В дальнейшем положительный опыт базовых вузов ГПИИР будет распространен на другие вузы страны.

  1. Вовлечь обучающихся вузов в укрепление духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи “Мәңгілік Ел” и культуры здорового образа жизни.
    Проведение воспитательной работы в вузах будет осуществляться на основе ценностей казахстанской идентичности и единства, духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи “Мәңгілік Ел”, формирования культуры здорового образа жизни, привлечения обучающихся к различным социальным акциям.
    Реализация студенческих инициатив, мероприятий по патриотическому воспитанию будет продолжена в рамках Концепциигосударственной молодежной политики Республики Казахстан “Казахстан 2020: путь в будущее” и плана мероприятий по реализации второго этапа Концепции на 2016-2020 годы.
    Позитивное развитие студентов вузов предусматривает комплекс мер, включающих вовлечение студентов в общественную жизнь, развитие жизненно важных навыков, необходимых для перехода от обучения к продуктивной занятости, воспитание толерантности, умения жить в социуме в согласии в условиях межконфессионального и этнического разнообразия.

На основе международного опыта в вузах страны будет внедряться студенческое самоуправление, студенты будут активно вовлекаться в академическую и исследовательскую деятельность, возрастет их роль в органах коллегиального управления вузом.

Для развития активной гражданской позиции студенты вузов будут активно вовлекаться к подготовке крупных международных мероприятий. Получит развитие дебатное движение среди студентов вузов. Для поддержки творческой молодежи ежегодно будет проводиться фестиваль молодежного творчества “Студенческая весна”.

Укрепление культуры здорового образа жизни будет обеспечиваться за счет массового вовлечения студентов в спортивные мероприятия.

Спортивные клубы вузов получат институциональный статус, в том числе за счет ГЧП.

В рамках Национальной студенческой лиги будут развиваться массовые, игровые и популярные среди молодежи виды спорта во взаимодействии со спортивными федерациями.

Будет разработан план мероприятий на 2016 – 2020 годы по поэтапной модернизации спортивных залов в организациях образования, оснащению спортивным инвентарем, в том числе в рамках ГЧП, реализации мероприятий по развитию студенческих лиг по массовым видам спорта. Возрастет роль спортивных клубов вузов в культивировании здорового образа жизни среди студенческой молодежи.

Будут приняты меры по формированию у студентов культуры питания, в том числе посредством пропаганды сбалансированного здорового питания и обеспечения потребления ими натуральных и свежих продуктов.

  1. Усовершенствовать менеджмент и мониторинг развития высшего и послевузовского образования.

Получит дальнейшее совершенствование менеджмент в образовании, включая институциональный уровень. Это предусматривает проведение мер по увеличению количества вузов с корпоративными принципами управления (наблюдательные или попечительские советы, советы директоров), привлечение зарубежных специалистов в топ-менеджмент вузов, прохождение руководящим составом всех гражданских вузов независимо от формы собственности курсов повышения квалификации по современному менеджменту в высшем образовании, в том числе за счет внебюджетных средств.

Будет внедрен принцип открытости и подотчетности обществу, который будет реализоваться через ежегодную отчетность ректоров перед общественностью. Оценка деятельности ректоров будет осуществляться через ключевые показатели эффективности KPI.

Будут предусмотрены меры по повышению ответственности вузов, включая социальную, перед обществом за качество образования. Будет разработана методика оценки эффективности затрат, результативности деятельности вузов в условиях самостоятельности.

Продолжится поэтапное внедрение опыта Назарбаев Университета в вопросах академической и управленческой самостоятельности в гражданских вузах. Вузами, внедряющими опыт Назарбаев Университета, с 2016 года будет разработана соответствующая Дорожная карта. Администрация и преподаватели вузов будут обучены для работы в условиях академической и управленческой самостоятельности через соответствующие курсы повышения квалификации, в том числе за счет внебюджетных средств. В 2017 году базовым вузам, осуществляющим подготовку кадров для ГПИИР, будет предоставлена самостоятельность на основе конкретных программ развития (корпоративная, академическая и финансовая политика).

В последующем положительный опыт будет транслироваться на другие вузы.

Будут внедрены принципы корпоративного управления через поэтапное расширение академической, управленческой и финансовой самостоятельности вузов, а также разработан механизм формирования эндаумент-фонда вузов.

Будут проработаны вопросы поэтапного предоставления академической свободы вузам, в первую очередь, прошедшим международную аккредитацию.

Будет осуществляться трансформация вузов в некоммерческие организации, предусматривающие создание корпоративных органов управления. Будут проработаны вопросы по созданию некоммерческих акционерных обществ со 100 % участием государства на базе государственных и национальных вузов. Будут выработаны предложения по трансформации частных вузов в иные организационно-правовые формы. Переход на новую организационно-правовую форму будет предусматривать создание наблюдательных советов, эндаумент-фондов, ежегодную публичную отчетность и аудит финансовой деятельности. После изменения организационно-правовой формы вузов будут проработаны вопросы предоставления финансовой самостоятельности с внедрением единой прозрачной бухгалтерии.

Всеми заинтересованными сторонами будет проводится информационная кампания по вопросам перехода к новой организационно-правовой форме уже начиная с 2016 года.

Начиная с 2017 года, ежегодно будут выделяться гранты на подготовительное отделение в вузах для повышения уровня языковой подготовки. С 2017 по 2020 годы будет осуществляться прием по государственному образовательному заказу в профильную магистратуру (500 мест) и бакалавриат (900 грантов) для обучения на английском языке. Также 500 учителей и ППС будут обучены по программе “Болашак“. Будут приняты дополнительные меры по повышению квалификации ППС на языковых курсах, дистанционному обучению английскому языку, адаптации зарубежных учебников и УМК на английском языке для вузов и др.

С 2017 – 2018 года в базовых вузах, осуществляющих подготовку кадров для предприятий ГПИИР, по 6 специальностям будет осуществлен переход на англоязычное обучение с разработкой образовательных программ, учебников и УМК на английском языке для вузов. К 2021 году будет достигнуто знание бакалаврами английского языка на уровне C2. В последующем изучение профильных дисциплин в магистратуре будет преимущественно на английском языке.

Наука

Цели: обеспечение реального вклада науки для ускоренной диверсификации и устойчивого развития экономики страны.

Целевые индикаторы:

1) доля затрат на опытно-конструкторские разработки в общем объеме финансирования НИОКР;

2) доля коммерциализированных проектов в общем количестве прикладных научно-исследовательских работ.

Задачи:

1. Увеличение вклада науки в развитие экономики страны.

В целях стимулирования коммерческого использования результатов научной и (или) научно-технической деятельности и увеличения доли финансирования субъектами частного предпринимательства научно-исследовательских, опытно-конструкторских и внедренческих работ принят Закон, содержащий механизмы финансирования работ по внедрению инноваций в производство. В Законе закреплены государственная поддержка процесса коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности (далее – РННТД) и меры стимулирования коммерциализации РННТД.

Важной задачей является стимулирование вклада частного капитала в НИОКР. Будут увеличены расходы на опытно-конструкторские разработки в общем объеме финансирования.

Будут внедряться новые подходы грантового и программно-целевого финансирования научных программ, направленных на решение стратегически важных государственных задач, на нужды ГПИИР и коммерциализацию результатов научных исследований посредством софинансирования со стороны бизнеса.

К 2019 году 90% научных проектов, администрируемых МОН РК, будут реализовываться только на условиях софинансирования.

Будет реализован проект Всемирного банка “Стимулирование продуктивных инноваций”.

Будет предусмотрена консолидация цикла коммерциализации технологий с целью содействия развитию стартап-компаний путем выделения грантов для научных групп, создания консорциумов производственного сектора и социальных инноваций, формирования венчурных фондов, развития брокерской деятельности, создания офисов технологического ускорения за рубежом и повышения потенциала офисов трансферта технологий.

Будут проводиться конкурсы в рамках грантового финансирования на коммерциализацию и поддержку развития стартапов с участием бизнеса, в том числе с привлечением Фонда науки.

В целях повышения результативности научных проектов и научно-технических программ будут установлены требования по обязательному получению патентов в ходе реализации научно-исследовательских работ.

Будут созданы офисы коммерциализации при 11 базовых вузах, осуществляющих подготовку кадров с учетом потребностей приоритетных направлений и предприятий ГПИИР.

С целью выхода казахстанской науки на мировой уровень исследований и разработок будут развиваться международные партнерские научно-технические связи с иностранными государствами на основе соглашений о научно-техническом сотрудничестве, в том числе через механизмы ГЧП.

Необходимо активизировать участие казахстанских ученых в международных научно-исследовательских проектах, в том числе с Международным научно-техническим центром, Горизонт-2020 и т.д.

2. Укрепление научного потенциала и статуса ученого.

В целях улучшения квалифицированного потенциала научных кадров будут:

1) внедрены нормативные правовые основы деятельности исследовательских университетов в соответствии Законом Республики Казахстан “О науке”;

2) внесены изменения в нормативные правовые акты в сфере образования и науки по совершенствованию целевой подготовки докторов PhD для отраслевых научных организаций;

3) внедрены механизмы по использованию научного потенциала и материально-технической базы НИИ и научных центров для повышения качества подготовки докторантов и магистрантов в ведущих вузах страны;

4) на постоянной основе привлекаться инженеры с производства, молодые специалисты, магистранты и докторанты к научно-исследовательским проектам.

В целях обеспечения условий для коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности будут созданы внедренческие подразделения в бизнес-структурах.

Будет продолжена работа по стимулированию публикационной активности казахстанских ученых в международных журналах с высоким импакт-фактором путем использования различных механизмов, в том числе предоставления доступа к международным базам научно-технической информации.

Необходимо активизировать работу по включению казахстанских научных журналов в международные базы научно-технической информации.

Продуктивность работы ученого будет оцениваться индексом Хирша (h-индекс), основанным на количестве публикаций и цитирований этих публикаций.

Будет продолжена работа по привлечению ученых-казахстанцев из-за рубежа к проведению исследований и научной деятельности в Казахстане.

3. Модернизация инфраструктуры науки.

Для проведения совместных научно-исследовательских проектов и опытно-конструкторских работ, а также их дальнейшей коммерциализации, как основы формирования наукоемкой экономики будут внедрены два инновационных кластера: “Астана Бизнес Кампус” Назарбаев Университета и “Парк инновационных технологий”.

Также для развития инновации, трансферта передовых технологий и реализации конкретных научно-производственных проектов в инновационный кластер “Парк инновационных технологий” будут привлекаться ведущие научные центры и вузы как Казахстана, так и зарубежных стран.

С целью объединения зарубежных и казахстанских компаний, наукоемкого малого и среднего бизнеса, венчурных фондов, ученых, бизнесменов, финансистов и студентов для генерации инноваций, и повышения конкурентоспособности казахстанского бизнеса в “Астана Бизнес Кампус” Назарбаев Университета будут размещены научные центры и лаборатории.

В ходе реализации проекта Всемирного банка “Стимулирование продуктивных инноваций” будут созданы офисы коммерциализации технологий, инновационная обсерватория.

Будут проведены модернизация научно-инновационной структуры научно-исследовательских институтов и вузов, международная аккредитация научных лабораторий по стандартам GLP.

4. Усовершенствование менеджмента и мониторинга развития науки.

В целях совершенствования управления активами будет создана эффективная система управления научными организациями подведомственных МОН РК, в том числе путем внедрения принципов корпоративного управления.

Будет восстановлена практика публичных отчетов руководителей научных организаций.

Будут развиваться инновационные консорциумы среди НИИ, проектных и конструкторских бюро, лабораторий инженерного профиля, направленных на долгосрочную совместную работу по обеспечению качественных услуг.

В рамках интеграции науки и образования будут проведены оптимизация и реструктуризация научных организаций, в том числе через механизмы ГЧП.

Будет усовершенствована система мониторинга хода реализации и оценки результативности проводимых научных, научно-технических и инновационных проектов и программ.

Будут внедрена система рейтинговой оценки научно-исследовательской деятельности научных организаций ученых, разработана методика оценки эффективности деятельности руководителей научных организаций.

В рамках внедрения новых механизмов на проведение исследований в социально-гуманитарной сфере будет реализована “Гуманитарная платформа “Мәңгілік Ел”.

Темы и задания научно-технических программ в рамках новых подходов программно-целевого финансирования будут формироваться с учетом предложений МИО.

6. Необходимые ресурсы

В 2016 – 2019 годах планируется поэтапное увеличение бюджетных расходов на образование, обеспечение роста их доли в валовом внутреннем продукте до среднего уровня развитых стран к 2020 году.

1. Предполагаемые финансовые затраты (капитальные и текущие)

Для успешной реализации Программы будут консолидированы финансовые ресурсы в рамках поддержанных средств на развитие ИКТ и электронного обучения, строительство школ взамен 3-х сменных и аварийных, строительство профильных школ, привлечение в ведущие вузы зарубежных ученых и консультантов, государственный образовательный заказ по приему в магистратуру и докторантуру, разработка инновационных проектов и так далее.

млрд. тенге

По годам Всего Республиканский бюджет Местный бюджет Другие источники
2016 г. 390,2 322,3 67,9
2017 г. 326,1 261,8 60,9 3,4
2018 г. 357,3 284,6 61,8 10,9
2019 г. 349,8 284,3 61,8 3,7
Итого: 1423,4 1153,0 252,4 18,0