Скачать файл (.doc)                 Скачать полную версию (.doc)

Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан

Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636

В системе ТиПО будут внедрены обновленные образовательные программы, учитывающие международные требования WorldSkills, робототехники, цифровых навыков, полиязычия, разработанные с участием работодателей и на основе новых профессиональных стандартов. Для обеспечения преемственности с высшим и послевузовским образованием будет осуществлен переход на кредитно-модульную технологию обучения в системе технического и профессионального, послесреднего образования.

Инициатива 1.14 “Разработка образовательных программ и оценка результатов обучения на основе профессиональных стандартов”. Профессиональные стандарты станут основой для разработки и обновления образовательных программ и учебно-методической базы в системе технического и профессионального, высшего и послевузовского образования, что станет основным условием соответствия содержания образования и образовательного процесса требованиям новой экономики.

Выпускникам ТиПО, вузов, работникам предприятий и другим потенциальным участникам рынка труда будет предоставлена возможность оценить сравнительный уровень своей квалификации, что даст работодателям ориентир для оценки их потенциала.

2.1. Итоги реализации Стратегического плана до 2020 года

Одним из ключевых направлений Стратегического плана до 2020 года стали инвестиции в образование, науку и здравоохранение.

Вследствие расширения сетей дошкольных организаций охват детей в возрасте 3-6 лет вырос до 85,8%. В среднем образовании отмечается высокий уровень охвата (98,1%). По качеству образования в начальных школах Казахстан входит в 15 лучших стран в рейтинге TIMSS. В мировых рейтингах QS WUR были отмечены восемь казахстанских вузов, из них два вуза вошли в топ-300 и топ-400.

Пять принципов новой модели экономического роста – ключевые изменения, на которых основывается Стратегический план до 2025 года

технологическая направленность людей, предприятий и отраслей: от методики заучивания и запоминания в образовании и использования технологий в отдельных отраслях к развитию креативных, когнитивных навыков на всех этапах жизни, повсеместному проникновению технологий и всеобщей цифровизации;

Принципиальные изменения для Казахстана к 2025 году:

от традиционных программ обучения к развитию функциональной грамотности, формированию современных навыков и компетенций, востребованных рынками труда в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе;

от локального фокуса казахстанского образования к повышению востребованности и конкурентоспособности казахстанского образования на внешних рынках;

от невысокой мотивации педагогов к профессии педагога как одной из наиболее престижных;

от формализованной системы образования к постоянному совершенствованию навыков и компетенций в течение всей жизни;

от концентрации трудовых ресурсов в отраслях и регионах независимо от их производительности к сбалансированному распределению трудовых ресурсов между отраслями и регионами.

Приоритет “Образование как основа экономического роста”

Система образования должна быть нацелена на обеспечение доступности и инклюзивности на всех уровнях и на подготовку кадров, отвечающих как текущим запросам рынка труда, так и будущей экономики.

Задача “Достижение всеохватывающего и востребованного образования”

Быстрое развитие технологий и рост экономики диктуют потребность в новых методиках преподавания и обучения. Образовательные программы должны быть направлены на подготовку кадров, обладающих специализированными отраслевыми навыками, а также навыками творческого и инновационного решения сложных комплексных задач, желанием постоянного самосовершенствования и умением работать в команде.

Инициатива 1.1 “Обеспечение доступности и инклюзивности образования”. Дошкольное образование является отправной точкой для когнитивного развития и стимулирования интереса к обучению у детей. С целью повышения охвата дошкольным образованием детей в возрасте от 1 до 6 лет продолжится развитие сети частных дошкольных организаций с использованием механизма ГЧП. Для этого мини-центры с неполной продолжительностью рабочего дня будут постепенно переведены на полнозанятый режим работы за счет средств местного бюджета и механизмов ГЧП.

Расширятся механизмы получения для всех желающих бесплатного технического и профессионального образования по рабочим квалификациям, в том числе через курсовую подготовку. Это позволит создать социальный лифт для молодежи, обеспечивающий доступ к бесплатной первой рабочей квалификации. Курсовой подготовкой будут охвачены все желающие, в том числе молодежь без квалификации, дети из малообеспеченных семей, безработные, самозанятые на базе учебных центров и колледжей за счет государственного бюджета, а также работодателей.

Будут обеспечены психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования, созданы специальные кабинеты, учебные программы среднего, технического и профессионального, послесреднего образования по востребованным рабочим квалификациям, а также повышена квалификация педагогических работников.

Для лиц с особыми образовательными потребностями будут проведена работа по обеспечению доступа ко всем уровням образования, в рамках подушевого финансирования предусмотрен повышенный норматив финансирования, увеличен государственный заказ на их обучение.

С целью свободного поступления на платное отделение высшего учебного заведения абитуриентам будет предоставлено право выбора формы вступительных экзаменов.

Инициатива 1.2 “Обновление содержания программ всех уровней образования”. Для подготовки детей к получению начального образования будет создана преемственность в реализации образовательных программ дошкольного и начального образования. Будет сформирована комплексная система раннего развития детей, направленная на обеспечение здоровья, рационального питания, безопасности и обучение с раннего возраста когнитивным, социальным навыкам и навыкам самообучения.

Будут внедрены новые эффективные образовательные программы, основанные на научных достижениях и передовой практике раннего воспитания и обучения. Будет реализована программа информационного просвещения и образования родителей по раннему воспитанию и обучению детей.

Продолжится внедрение обновленного содержания в систему среднего образования, ориентированное на формирование у обучающихся функциональной грамотности, критического мышления, способностей применять знания и умения в реальной жизни. В учебные программы будут включены STEM-элементы, направленные на развитие новых технологий, научных инноваций, математического моделирования, программирования, робототехники и начальной технологической подготовки. Для этого также будут организованы программы дополнительного образования, внеклассные мероприятия, научные кружки и внеклассные занятия, создана сеть детских технопарков и бизнес-инкубаторов со всей необходимой инфраструктурой и механизмами их содержания. В старшей школе ряд предметов будет преподаваться на английском языке.

Переход на 12-летнее образование будет осуществляться по итогам апробации и широкого обсуждения с педагогической и родительской общественностью.

В системе ТиПО будут внедрены обновленные образовательные программы, учитывающие международные требования WorldSkills, робототехники, цифровых навыков, полиязычия, разработанные с участием работодателей и на основе новых профессиональных стандартов. Для обеспечения преемственности с высшим и послевузовским образованием будет осуществлен переход на кредитно-модульную технологию обучения в системе технического и профессионального, послесреднего образования.

Разработка и трансляция образовательных программ, соответствующих международным и профессиональным стандартам в системе ТиПО, будут осуществлены через базовые колледжи и центры компетенции, созданные совместно с предприятиями. В целях систематизации подготовки кадров продолжится работа по профилизации учебных заведений ТиПО.

Для актуализации образовательных программ ТиПО и высшего образования при содействии работодателей будет проведена оценка существующих программ, по итогам которой планируется обновление реестра образовательных программ по наиболее востребованным специальностям.

Будут осуществляться постоянный мониторинг образовательных программ и сравнение их эффективности (например, по уровню заработной платы выпускников, доле трудоустроившихся выпускников) для отбора наиболее востребованных на рынке программ. Структура государственного образовательного заказа будет пересматриваться с учетом данных по прогнозной потребности в кадрах и прогнозируемых перетоков численности занятых между отраслями, определяемых с участием бизнеса.

Продолжится работа (в рамках пилотных проектов) по повышению кооперации между научно-исследовательскими институтами и вузами, которая заключается в привлечении студентов к исследовательской деятельности, а профессорско-преподавательского состава научно-исследовательских институтов – к преподаванию в вузах. Это повысит исследовательскую и прикладную составляющую обучения для студентов – вовлечет их в процессы разработки и внедрения инноваций и технологий.

Студентам вузов будет предоставлена возможность получения дополнительной квалификации в период освоения основных образовательных программ.

Инициатива 1.3 “Повышение академической свободы и общественного участия”. В целях осуществления общественного контроля за управленческой и финансовой деятельностью организаций среднего образования будет расширен спектр полномочий попечительских советов. Попечительские советы будут одним из важнейших органов в организации внутренней жизни школ и детских домов, будет совершенствоваться процедура самооценки школ. Государственный контроль школ будет осуществляться в соответствии с законодательством в сфере образования.

Будет продолжена политика децентрализации и повышения академической, управленческой самостоятельности учебных заведений.

Высшим учебным заведениям будет предоставлена самостоятельность в разработке учебных программ, организации кадровой работы, управлении бюджетом. Будут активизированы офисы профориентации вузов для подготовки студентов к процессу найма и содействия для прохождения практики и последующего трудоустройства.

Оценка эффективности вузов будет зависеть от качества образовательного процесса и управления учебным заведением, востребованности выпускников на рынке труда, актуальности и коммерциализации проводимой исследовательской работы. Также на основе оценки выпускников и работодателей на ежегодной основе будет проводиться рейтинг образовательных программ и вузов. Это позволит повысить качество образования и конкурентоспособность образовательных программ.

В качестве примера лучшей практики по управлению высшими учебными заведениями планируется использовать опыт Назарбаев Университета.

Инициатива 1.4 “Расширение государственно-частного партнерства и привлечение частных инвестиций в сферу образования”. Расширение партнерства и привлечение частных инвестиций на всех уровнях образования являются важным инструментом повышения качества образовательных услуг, снижения нагрузки на государственные объекты образования и дефицита мест в организациях образования, развития частных образовательных услуг.

Во всех полнокомплектных городских школах будет внедрен механизм подушевого финансирования, предусматривающий переход от финансирования затрат образовательных учреждений к финансированию затрат на обучение учащихся в зависимости от их численности, по принципу “деньги идут за учеником”.

Это позволит повысить конкуренцию между образовательными организациями и качество образовательных услуг. При этом образовательный заказ будет размещаться в школах вне зависимости от формы собственности, что позволит мотивировать частный сектор к расширению сети частных школ. Будут пересмотрены СанПины и СНиПы школ, проработан вопрос передачи школ в доверительное управление.

В целях наибольшего охвата школьников кружками по интересам получит развитие дополнительное образование за счет частного сектора.

В системе ТиПО будет пересмотрен норматив подушевого финансирования и проработан вопрос передачи в доверительное управление организаций ТиПО. В рамках дуального обучения будет предусмотрена мера стимулирования для привлечения инженерно-педагогических кадров с производства в виде доплаты за преподавание и организацию практических занятий для студентов.

В рамках привлечения частного финансирования планируется организация взаимодействия вузов и компаний. Партнерский вклад со стороны компаний будет включать софинансирование образовательных грантов, возможность стажировок, систему наставничества, предоставление площадок для проведения тренингов и практических обучающих мероприятий.

Инициатива 1.5 “Цифровизация образования”. Будет создана система управления образованием, включающая электронный банк данных всех участников процесса и электронный профиль обучающегося, а также необходимые цифровые сервисы.

Например, будет автоматизирован процесс зачисления детей в детские сады, в среднем образовании будут внедрены электронные дневники и журналы. Система управления образованием будет интегрирована в единую базу данных государственных органов. Также будут интегрированы сторонние цифровые сервисы в образования c использованием технологий Big Data (технология обработки больших данных).

На всех уровнях будут создан цифровой образовательный контент, распространены методы интерактивного и дистанционного обучения, осуществлено подключение школ к широкополосному Интернету и их оснащение видеооборудованием.

В частности, будут созданы электронные образовательные материалы и электронные библиотеки с применением интерактивных и инновационных технологий. Будет обеспечен доступ в режиме онлайн к электронным и видеоматериалам лучших преподавателей для использования в образовательном процессе. Специальные материалы будут разработаны для обучающихся малокомплектных школ.

Повысится доступность дистанционного обучения за счет создания “открытых школ”, “открытых ТиПО”, “открытых университетов” на интернет-платформе, разработки контента электронных обучающих ресурсов, интеграции программ обучения между вузами, организациями ТиПО и школами. Это создаст необходимые условия для продвижения концепции “Обучение в течение всей жизни” и выравнивания условий обучения для учащихся в удаленных, сельских регионах.