Скачать файл на рус.яз.(.doc)
Скачать файл на каз.яз. (.doc)
Скачать файл (.pdf)

 

                                                                                                Утверждено приказом ректора

                                                                                           Академии государственного

                                                                                           управления при Президенте

                                                                                 Республики Казахстан

                                                                                                    от «___» ______ 2018 года

                                                             № _______

 

 

 

 

 

 

Академия государственного управления

при Президенте Республики Казахстан

 

 

КОДЕКС ЭТИКИ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЧЕСТНОСТИ

 

  

Астана, 2018

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание.. …………………………………………………………………………2

  1. Этика обучающегося и работника Академии………………………………….3
  2. Академическая честность……………………………………. ………………………………………………….3
  3. Виды нарушений академической честности…………………………………………………………………… 4
  4. Правила исследовательской этики………………………………………………………………………. 6
  5. Ответственность за несоблюдение академической честности………………..8
  6. Виды ответственности и порядок применения взысканий…………………..8

Приложения……………………………………………………………………10-12

              

 

 

 

Преамбула

Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан, осознавая социальную и образовательную роль, признает основополагающие принципы и этические ценности, принятые международным научным сообществом, лежащие в основе исследовательской и образовательной деятельности университетов мира.

Обучающиеся и работники Академии стремятся придерживаться правил академической честности и общепринятых морально-этических норм.

 

  1. Этика обучающегося и работника Академии

Обучающиеся и работники:

  • соблюдают общепринятые нормы морали и уважают общечеловеческие ценности;
  • соблюдают нормы академической честности;
  • содействуют укреплению репутации Академии и воздерживаются от поведения, которое может нанести ей ущерб;
  • уважают права, честь и достоинство других;
  • не допускают несправедливого обращения и всех форм дискриминации, оскорблений и притеснений;
  • проявляют вежливость в общении и улыбаются;
  • контролируют свое поведение, чувства и эмоции, не позволяя личным симпатиям или антипатиям влиять на принятие решений;
  • одинаково корректно обращаются со всеми, независимо от служебного или социального положения;
  • воздерживаются от негативных высказываний относительно деловых качеств, поведения и личной жизни коллег;
  • выполняют свои обязанности, проявляя высокую ответственность, дисциплинированность, объективность и добросовестность;
  • способствуют формированию позитивной морально-психологической обстановке в коллективе своим отношением к работе и учебе;
  • соблюдают служебную субординацию и деловой этикет;
  • развивают свои профессиональные, управленческие и личностные компетенции;
  • придерживаются делового стиля в одежде;
  • бережно относятся к имуществу и оборудованию Академии, сохраняют чистоту и порядок;
  • способствуют продвижению позитивного имиджа Академии и не допускают распространения информации, наносящей урон имиджу Академии.

 

  1. Академическая честность

Академическая честность – это совокупность ценностей, принципов и правил поведения в академической и научной среде. Включает в себя добросовестное, честное и ответственное поведение, проявляющееся в самостоятельном выполнении работы,

 

уважении к чужому интеллектуальному труду и отказе от недобросовестной практики, такой как списывание, плагиат (присвоение чужой интеллектуальной собственности), самоплагиат, сокрытие, сговор, незаконная передача информации о заданиях текущего и итогового контроля знаний; представление одной работы для разных видов оцениваемых заданий; представление недостоверных данных (фальсификация) и другие акты непорядочного академического поведения.

 

  1. Виды нарушений академической честности
  2. Нарушения академической честности, проявляющиеся в образовательной и исследовательской деятельности, сводятся к отклонениям от нормативных требований при выполнении письменных работ (контрольных, эссе, диссертационных и т.д.), ответах на экзаменах, в исследованиях, в написании научных работ, в выражении своей позиции, во взаимоотношениях с административно-управленческим персоналом, профессорско-преподавательским составом (далее – ППС) и обучающимися, а также в оценивании и экспертизе.
  3. Плагиат – умышленное или неосторожное, полное или частичное незаконное использование, присвоение или распоряжение охраняемыми результатами чужого труда, результатов академической, научной, исследовательской, публицистической и аналитической деятельности, которое сопровождается доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе.
  4. Плагиатом признается следующее:
  • представление идей, формулировок, утверждений или высказываний другого лица без надлежащего указания источников, перевод текста с одного языка на другой без указания первоисточника;
  • прямое копирование частей текста или всего текста из письменной работы другого лица без надлежащего цитирования и ссылки на первоисточник (что также относится к копированию материалов из Интернета или других электронных источников);
  • перефразирование элементов текста или частичная замена слов без надлежащего указания на источник;
  • использование графиков, таблиц, рисунков, чертежей и других визуальных представлений информации без указания на первоисточник и/или без согласия автора;
  • присвоение результатов совместных исследований или других учебных заданий;
  • сдача или публикация работы от своего имени, полностью или частично выполненной другим лицом;
  • умышленное искажение текста работы, в частности, замена шрифта, использование символов других алфавитов, добавление в текст работы специальных символов, изменение порядка символов в словах, лишение текста части символов и т.д.
  1. Самоплагиат – полное или частичное использование собственного ранее

 

опубликованного текста, как результат отсутствия новых данных и выводов, без указания соответствующих ссылок на первоначальный текст.

  1. Списывание – недобросовестное поведение обучающегося или работника подразумевающее копирование чужого интеллектуального продукта.
  2. Списыванием признается следующее:
  • получение незаконным путем доступа к экзаменационным материалам или информации об экзаменационных материалах, раскрывающих суть заданий;
  • использование шпаргалок, сотовых телефонов и прочих устройств, текстовых сообщений или незаконных способов получения информации;
  • списывание с работы другого обучающегося (как с разрешения обучающегося, так и без такового);
  • разрешение другому обучающемуся списывать или передавать ответы другим обучающимся;
  • продолжение выполнения экзаменационного задания после окончания выделенного на экзамен времени;
  • обращение к другому обучающемуся с просьбой выполнить экзаменационное задание;
  • способствование и содействие совершению какого-либо из вышеописанных деяний со стороны других лиц.
  1. Дублирование – презентация одной и той же работы в рамках разного оценивания и требований, включая попытку предоставления ее как своей собственной, частично, либо полностью, любой работы, которая была ранее оценена на другом курсе без предварительного разрешения ППС, даже в том случае, если обучающийся является ее автором.
  2. Фальсификация – подделывание академических записей или других документов; данных (наблюдений при научном эксперименте, подделка записи, результатов опроса); подписи в академической работе; намеренное подделывание или порча академической работы.
  3. Фальсификацией признается следующее:
  • подлог результатов исследования эмпирических данных; представление научных работ/трудов, проведенных третьими лицами как своих собственных;
  • подготовка проектов отзывов, рецензий, рекомендаций и характеристик за подписанта;
  • представление каких-либо ложных документов, передаваемых в Академию, таких как поддельные или ложные медицинские справки или листы нетрудоспособности.
  1. Фабрикация академической работы – сознательное искажение содержания академической работы, т.е.:
    • представление в академическом продукте фиктивных сведений;
    • подмена данных и результатов исследований и экспериментов;
    • представление ложной информации, полученной в ходе исследования;

 

  • ссылки на несуществующие статьи и вымышленные источники;
  • опущение данных, влияющих на результаты;
  • представление заключений, не имеющих доказательной основы.
  1. Сокрытие – замалчивание и утаивание информации о недобросовестном выполнении работы и несоблюдении норм Кодекса обучающимися, либо работниками Академии.
  2. Сговор – выполнение любой академической работы, подлежащей проверке и оцениванию за другого обучающегося.
  3. Неправомерный доступ к академической информации и (или) ее распространение, т.е.:
  • передача ответов к экзаменационным вопросам;
  • осведомление обучающихся о вопросах, задаваемых при оценивании;
  • распространение частичного или полного материала для оцениваемых работ без соответствующего разрешения;
  • продажа или иные пути помощи в покупке и/или продаже готовых докладов, эссе, заданий, научных работ, публикаций и других академических работ;
  • хищение ответов оцениваемой работы любыми путями, включая скачивание через электронную почту, компьютер и т.д. с целью предоставления обучающимся.
  1. Подкуп – передача ППС, а также работникам Академии вознаграждения в различных формах, либо без передачи вознаграждения из иной личной заинтересованности, а равно склонение к такому поведению.
  2. Все письменные работы обучающихся, включая текущие и итоговые, подвергаются проверке на плагиат. Организация проверки возложена на Директорат Института/НШГП (далее – Директорат).
  3. Проверка на плагиат научных статей, монографий и диссертаций осуществляется по мере необходимости, по требованию Комитета по исследованиям (далее – Комитет).
  4. Докторанты осуществляют обязательную проверку диссертаций согласно требованиям ККСОН МОН РК самостоятельно.

 

  1. Правила исследовательской этики
  2. Работники и обучающиеся соблюдают следующие правила исследовательской этики:
  • любое исследование должно быть обосновано и организовано с целью получения достоверных данных, несущих практическую и социальную значимость;
  • лицо, проводящее сбор данных, должно уведомить Комитет по исследованиям о планируемом проведении исследования по форме, согласно

 

Приложению 1 к настоящему Кодексу, и провести оценку потенциальных рисков в отношении участников исследования (анкетируемых и опрашиваемых в ходе интервью/собеседования лиц) с учетом мер предотвращения и смягчения рисков, а также мер конструктивного разрешения возможных сложных моментов в непредвиденных ситуациях. Под «риском» подразумевается возможный вред или ущерб участнику исследования/респонденту, включая психологический стресс;

  • соблюдение принципа уважения чести и достоинства требует получения согласия от участников исследования/респондентов на участие по форме, согласно Приложению 2 к настоящему Кодексу;
  • сбор данных с привлечением участников исследования/респондентов должен производиться строго с соблюдением принципов конфиденциальности;
  • информация, полученная от участников исследования или об участнике в ходе исследования, является конфиденциальной, за исключением случаев раскрытия личности участника с его согласия;
  • если проведение исследования требует раскрытия анонимности информации в отношении личности участника/респондента, каждый участник должен быть заранее проинформирован об этом, и в последующем, должен предоставить, либо отказаться от предоставления согласия на участие в проводимом исследовании;
  • каждый участник исследования/респондент должен быть заранее проинформирован о проведении интервью/собеседования/наблюдения или анкетирования;
  • в случае, если некоторые респонденты изъявят желание ознакомиться с вопросами предстоящего интервью заранее, лицо проводящее исследование должно предоставить респонденту данные вопросы;
  • каждый работник и обучающийся, проводящий исследование, должен обеспечить надлежащее хранение полученных данных с целью защиты интересов и прав участников исследования;
  • необходимо хранить в безопасном месте полные записи и документацию о ведении исследовательской работы, включая Форму уведомления, подписанные формы информированного согласия, анкеты, аудиозаписи интервью/собеседований, статистические данные для проверки на случай запроса со стороны Комитета по исследованиям;
  • этика исследовательской деятельности подразумевает категорическое неприятие любых форм плагиата, а также недобросовестных действий при организации, проведении исследований, анализе данных и публикации результатов;
  • недопущение недобросовестного поведения при проведении исследований, а именно, включение в соавторы лиц, не имеющих никакого отношения к проведенным исследованиям, независимо от мотивов этого поступка и наличия или отсутствия их согласия, равно как и присвоение результатов совместных исследований и работы;

 

  • работники Академии и обучающиеся несут персональную ответственность за несоблюдение правил исследовательской этики;
  • руководитель проектной группы несет ответственность за несоблюдение членами исследовательской группы правил исследовательской этики.
  1. В публикации исследовательских работ, подготовленных в стенах Академии, должна быть сделана соответствующая ссылка на Академию.

 

  1. Ответственность за несоблюдение академической честности
  2. Вопросы нарушения академической честности могут быть поставлены любым членом коллектива – обучающимся, преподавателем, сотрудником, для которого принципы справедливости и ценности качественного обучения и исследований являются главным приоритетом в деятельности.
  3. Любой поднятый вопрос нарушения академической честности должен быть рассмотрен Директоратом Института/НШГП, который обязан принять все необходимые меры по всестороннему изучению вопроса и справедливой оценке фактов нарушения академической честности.
  4. Обучающиеся и работники при поступлении на обучение или на работу должны быть письменно ознакомлены с настоящим Кодексом.
  5. Незнание норм Кодекса не освобождает от ответственности за их несоблюдение.
  6. В отношении работников Академии, нарушивших нормы настоящего Кодекса, применяются меры дисциплинарного характера в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и трудовым договором.
  7. В отношении обучающихся Академии, нарушивших нормы настоящего Кодекса, применяются меры в соответствии с положениями настоящего Кодекса и договором на обучение.
  8. Директорат Института/НШГП и руководство Академии создает благоприятные условия для обучающегося и работника по предупреждению и недопущению нарушений академической честности, в том числе посредством консультаций.

 

  1. Виды ответственности и порядок применения взысканий
  2. Виды ответственности, применяемые к работнику, и порядок их применения регламентированы в Правилах внутреннего трудового распорядка Академии.
  3. Виды ответственности, применяемые к обучающемуся:
  • устное предупреждение;
  • аннулирование работы и/или выставленной оценки;
  • не допуск к защите оцениваемых работ, в т.ч. диссертационных работ;
  • общественное порицание совершенного проступка;
  • отчисление из Академии.

 

 

  1. Факты нарушений и степень ответственности рассматриваются Директоратом Института/НШГП. Взыскания в виде общественного порицания совершенного проступка или отчисление из Академии рассматриваются Академическим советом.
  2. Материалы по рассмотрению каждого случая должны оформляться Протоколом и храниться в личном деле обучающегося в Центре академических программ или личном деле работника в Отделе управления персоналом.
  3. При обнаружении факта списывания преподаватель имеет право аннулировать работу и/или выставленную оценку обучающегося, совершившего данное нарушение, а также обучающемуся, намеренно предоставившему свой текст для списывания, устно уведомив Директора Института/НШГП и руководителя ЦАП.
  4. При повторном обнаружении списывания преподаватель обязан представить служебную записку с просьбой о применении дисциплинарного взыскания на имя Директора Института/НШГП с приложением копии письменной работы (или ее фрагмента), указанием объема списанного текста и его источника.
  5. Директор Института/НШГП после получения служебной записки от преподавателя на заседании Директората организует проверку изложенных фактов и принимает меры дисциплинарной ответственности к обучающемуся или направляет представление на рассмотрение в Академический Совет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1
к  Кодексу этики и академической честности

Академии государственного

управления при Президенте

Республики Казахстан

 

 

 

 

УВЕДОМЛЕНИЕ

о проведении исследования

 

  • Ф.И.О. исследователя, программа обучения (для обучающегося)
  • Ф.И.О. исследователя, должность (для работника Академии)
  • Институт/НШГП
  • Научный руководитель
  • При участии нескольких исследователей, укажите, пожалуйста, сферу их ответственности в проекте/исследовании
  • Финансирование
  • Сотрудничество с внешними партнерами

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

*Необходимо дать краткое описание по каждому из нижеперечисленных пунктов (не более 50 слов на каждый пункт)

  • Цели и задачи.
  • Исследовательские вопросы.
  • Место проведения сбора данных.
  • Тип собираемых данных.
  • Методы сбора данных.
  • Методы анализа данных.
  • Хранение данных.
  • Ожидаемые результаты.
  • Продолжительность исследования.
  • Возможные сложности и риски (указать, каким образом можно их избежать или смягчить).
  • Конфликт интересов.
  • Этические вопросы (получение информированного согласия участников, конфиденциальность и анонимность).
  • Представление и распространение результатов.
  • *Дополнительная информация.

 

 

 

Подпись: _____________________________        Дата: _________________

Подпись научного руководителя: ___________________          Дата: ______

 

 

 

 

Приложение 2
к  Кодексу этики и академической честности

Академии государственного

управления при Президенте

Республики Казахстан

 

 

ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ

(образец)

 

__________________________________________________

(название темы исследования / проекта / выпускной или другой работы)

(нужное подчеркнуть)

 

 

Ф. И. О. исследователя:

Статус исследователя: (для обучающегося) _____________________(например, магистрант)

Должность исследователя (для работника Академии)________________________

 

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

 

*Необходимо кратко описать цель исследования, тип собираемых данных, методы сбора данных, процедуры проведения исследования, каким образом будут освещаться или публиковаться результаты и т.д.

 

Пример:

  • Вас пригласили принять участие в исследовании, направленном на изучение того, как ……………………..
  • Исследовательские вопросы
  • Исследование предполагает ……. (например, заполнение анкеты, в которой необходимо указать ……), а также участие в интервью (указать тип).
  • Мы просим Вашего разрешения на использование диктофона для записи интервью строго в целях проведения исследования. Ни одна запись никоим образом не будет предоставлена третьим лицам.

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ УЧАСТИЯ:

*Необходимо указать время, затрачиваемое на участие в исследовании

Пример:

  • Анкета: 30 минут (в рамках интервью).
  • Интервью: 60-90 минут (с анкетой 90-120 минут).

 

ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ:

*Необходимо кратко описать возможные риски участия в исследовании.

 

Пример:

  • Риски, связанные с данным исследованием, минимальны и могут включать потенциальный эмоциональный дискомфорт, в связи с участием в интервью.
  • Ваше решение об участии в исследовании не повлияет на Вашу трудовую деятельность, поскольку результаты не будут направлены Вашему руководству.

 

 

ВАШИ ПРАВА:

 

  • Ваше участие в исследовании является добровольным.
  • У Вас есть право отказаться от участия в исследовании в любой момент.
  • Результаты этого исследования будут использованы сугубо в исследовательских целях.
  • Возможна публикация результатов в научных или аналитических журналах (необходимо указать, где потенциально будут представлены результаты (например, конференции, отчеты).

 

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ:

 

  • Конфиденциальность личных данных гарантирована.
  • Результаты исследования могут быть опубликованы, но в публикациях не будет раскрыта информация, указывающая на Вашу личность.

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

 

Если у Вас возникли вопросы, обращайтесь к ……… (указать Ф.И.О., должность, контактный телефон и электронный адрес).

 

Если Вы не удовлетворены тем, как было проведено данное исследование, пожалуйста, обратитесь в Комитет по исследованиям (указать Институт/НШГП) по телефону … (указать номер).

 

Подпишите форму ниже, если Вы согласны принять участие в данном исследовании:

 

  • Я внимательно ознакомился (-лась) с информацией, изложенной в настоящей форме;
  • Я получил (-а) информацию о целях и методах исследования;
  • Я понимаю, что интервью будет записано на диктофон с целью транскрибирования / исследовательских целях;
  • Я понимаю, что вся конфиденциальная информация может быть использована только исследователем и не будет раскрыта третьим лицам;
  • Я понимаю, что могу отказаться от участия в исследовании в любой момент, без указания причины;
  • С полным осознанием всего происходящего, я согласен/согласна принять участие в данном исследовании.

 

 

 

 

Подпись: _________________________    Дата: ____________________