Скачать файл (.doc)               Скачать полную версию (.doc)
3.4. Развитие человеческого капитала

Цифровая экономика требует наличия у населения цифровых навыков, позволяющих пользоваться ее плодами. При этом в настоящее время уровень компьютерной (цифровой) грамотности населения составляет 76,2%, и необходим его рост в ближайшие годы. На текущий момент Министерство образования и науки Республики Казахстан уже внедряет ряд инициатив:

1) в 3-4 классах внедрен предмет “Информационно-коммуникационные технологии”, формирующий общие базовые знания работы с современными информационными технологиями для их эффективного использования в учебе и повседневной жизни;

2) функционируют 372 кружка по робототехнике, обучающих общим основам программирования в рамках робототехники.

Вместе с тем, принимая во внимание новые требования к молодому поколению, назревает необходимость в пересмотре содержания среднего образования через развитие креативного мышления и технических навыков.

В техническом и профессиональном, высшем, послевузовском образовании по данным Министерства образования и науки Республики Казахстан:

1) на базе 3 (трех) специальностей внедрен предмет “Информационно-коммуникационные технологии”, формирующий у студентов базовые знания использования ИКТ на практике в рамках выбранной профессии;

2) разрабатываются профессиональные стандарты, которые станут основной базой для образовательных программ технического и профессионального, высшего, послевузовского образования.

5.4. Развитие человеческого капитала

Для достижения заданных целей Программы в области квалификации кадров будет полностью обновлена система образования в соответствии с лучшими мировыми практиками. Новое образование будет отвечать потребностям цифровой экономики с акцентом, прежде всего, на навыки в анализе информации и развитие креативности мышления, нежели на заучивании фактов и формул.

Повышение цифровой грамотности в среднем, техническом и профессиональном, высшем образовании

В среднем образовании в целях развития у молодого поколения творческих способностей и критического мышления будет поэтапно введен предмет “Основы программирования”, начиная со 2-го класса. Также будут актуализированы программы (5-11-го классов), в первую очередь, в части пересмотра языков программирования с учетом включения STEM-элементов (робототехника, виртуальная реальность, 3D-принтинг и другие).

В целях развития и поддержки талантливой молодежи будут проводиться регулярные хакатоны, олимпиады и конкурсы, а также различные кружки по робототехнике и программированию.

При этом на постоянной основе будет обеспечено повышение квалификации учителей по новым цифровым технологиям для совершенствования и освоения новых знаний.

В сфере технического и профессионального образования будут проводиться те же мероприятия по увеличению доступа студентов к ресурсам и знаниям, что и для среднего образования (в том числе хакатоны, олимпиады, конкурсы и инфраструктура подготовки к ним).

Кроме того, будут актуализированы типовые учебные планы и программы на основе профессиональных стандартов и требований рынка труда. Новые типовые учебные планы и программы будут направлены на подготовку специалистов, владеющих знаниями в области проектирования, администрирования и тестирования, с учетом развития навыков кодирования.

Вместе с тем, в целях обучения базовым цифровым навыкам специалистов с техническим и профессиональным образованием будет введен предмет “Информатика”.

Дополнительно будут проводиться курсы повышения квалификации для преподавателей по образовательным программам, в которых предусмотрены компетенции по использованию ИКТ.

В сфере высшего, послевузовского образования будут также актуализированы типовые учебные планы и программы на основе профессиональных стандартов и требований рынка труда с учетом введения дисциплины “Информационно-коммуникационные технологии” по всем специальностям.

План мероприятий по реализации
Государственной программы “Цифровой Казахстан”

c Задача 1: Повышение цифровой грамотности в среднем, техническом и профессиональном, высшем образовании
№ п.п Наименование Единица измерения Форма завершения Сроки исполнения Ответственные за исполнение 2018
91 Цифровая академия тыс.тенге Отчетная информация декабрь 2018 года АДГС (по согласованию), РГКП “Академия государственного управления при Президенте РК” (по согласованию) 622 904